Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные моменты и действующая правовая база.

К сожалению, детей с ограниченными возможностями достаточно много. Именно поэтому, государство старается всячески поддержать этот слой населения и их родителей.

Для них существуют дополнительные льготы и финансовая поддержка. А также предлагаются ряд услуг по реабилитации.

Не обязятельно искать ответ на свой вопрос в этой длинной статье! Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Общие моменты

Данная проблема становится актуальной во всем мире. Основной задачей здесь становится воспитание малышей с различными нарушениями интеллекта в социальной среде.

Проблемы социальной адаптации присутствуют всегда. И с каждым годом все сложнее и сложнее реализовывать план в реальность.

Для этого используются различные коррекционные методики, воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.

Что это такое

В последнее время в учебники и другую литературу плотно вошло понятие «особые дети». Это все те же ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому нужно изначально ознакомиться с основными понятиями, которые будут касаться вопроса о социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это малыши, состояние здоровья которых препятствует усвоение стандартной программы вне специализированных условий обучения.

Если говорить о школьниках, то ОВЗ – очень распространенная проблема. Это понятие не однородно.

Определяется это тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:

  • слуха;
  • зрения;
  • опорно–двигательного аппарата;
  • речи;
  • интеллекта.

В этом случае самым главным условием становится индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом специфических особенностей.

Социальная адаптация ребенка – специально организованные действия и процедура привыкания к окружающей среде по мере усвоения новой информации.

Методы работы в 2019

Система методов адаптации также включает в себя некоторые процедуры технологического процесса по социальной работе.

В частности, могут использоваться следующие методы:

  • информационно–консультативная беседа с трудными детьми или с малышом с ограниченной возможностью;
  • метод поддержки и дальнейшей стимуляции нового навыка, моделирование поведения в соц.среде;
  • метод сказкотерапии, который относится к способу реализации для адаптационного тренинга.

На данный момент социальная адаптация включает в себя проблему патронажа. Особенно если это дети–сироты. Смысл этого – оказание помощи адресного типа.

Нуждаются в данной помощи практически все дети, которые начинают учебу в школе. Некоторые дети самостоятельно могут при помощи взрослых пристраститься к новым условиям.

Систематизированное и профессиональное применение вышеуказанных методов позволяет получить успешную адаптацию личности.

Усвоение программы даже в таком тяжелом положении позволит быстро приспособиться к коллективу и новым условиям.

Действующая законодательная база

Регулирует вопрос несколько правовых актов:

  1. Федеральный закон от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов говорит о понятии инвалидности, возможности контроля и обучения, о других особенностях такого статуса».
  2. Приказ Министерства здравоохранения от 04.07.91 года №117 «О порядке выдачи медэкспертизы и заключения на детей–инвалидов». Оговаривается понятия инвалидности малышей, адаптации.
Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019

Существует несколько этапов и условий адаптации сложных детей:

Уравновешивание Минимальная степень в процессе адаптации в новой среде. Данный процесс подразумевает ознакомление с новой ситуацией. В этот момент новый человек видит новую обстановку, присматривается к другим детям и устанавливает контакт
Псевдоадаптация Сочетает в себе внешнюю приспособленность с отрицательным отношением психологического характера. Здесь может быть разные убеждения, ориентации и интересы между сторонами. Ребенок не знает как ему дальше действовать в такой неприятной ситуации, отвергает помощь и дружбу, придерживаясь ранним убеждениям
Приноровление Это уже принятие системы ценности при новой ситуации. Например, при уступке одной стороны
Уподобление Это перестройка психики и характера под новую среду в соответствии с установленными порядка

Стоит понимать, что все дети индивидуальны при ограниченных возможностях здоровья. Именно это их и отличает от сверстников. И ясное дело, что процесс адаптации ребенка к обучению является сложным.

Это аргументируется тем, что детский возраст:

  • имеет высокий темп развития всех органов, в том числе и психики;
  • связи физического развития и психического — первое опережает последующие;
  • адаптация зависит напрямую от взрослого родственника или иного опекуна.

Порядок проведения процедуры в 2019

А данный момент можно выделить несколько этапов социальной адаптации детей:

Удовлетворительный и стабильный Приобретение навыков самообслуживания, выполнение функционал, соблюдение названой дисциплины
Неполный и неустойчивый Затруднение в приобретении общедоступных навыков и формирование психики при новой обстановке вокруг малыша
Неудовлетворительный уровень Это когда малыш вовсе не может приобрести первоначальные навыки и психологически привыкнуть к новой обстановке. Постоянно болеет на основании данного процесса

Самым первым пунктом в данном вопросе по адаптации детей становится проведение экскурсии, которая поможет несколько ознакомиться со средой. Этот прием способствует формированию делового общения.

Сюда можно внести задания практического характера, которые позволяют вступить в отношения с другими детьми, получить необходимую информацию.

Такой пункт позволяет не только ознакомиться с назначением отдельной службы, компании, но применить знания на практике. После проведенной экскурсии, нужно закрепить на практике полученные знания.

Лучше всего если экскурсия будет выступать за территорию школы. Это может быть магазин или аптека.
На практике различают сразу несколько методов обучения – наглядный, практический, воспитания.

Именно поэтому, во всех занятиях используются дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания несколько лучше. Дети интенсивно играют, что позволяет им интересоваться окружающей средой.

Задачами в данном вопросе становятся несколько пунктов:

  • мониторинг за развитием личности ребенка;
  • изменение и преодоление всех возникающих трудностей в процессе обучения малыша;
  • только положительные эмоции от руководства или учителя к ребенку;
  • рассказ учителей об особенностях формирования личности ребенка, его обучении и дальнейшей социальной адаптации в домашних условиях.

Обучение особых детей возможно сразу несколькими способами:

При совместном посещении детей с обычными детьми Которые не имеют никаких ограничений по здоровью. Особенно это касается общеобразовательного школьного учреждения, где преподают обычную программу. Здесь нет индивидуального подхода к особенным детям
При устройстве в учебное заведение Где есть специализированный класс для особых детей с ограниченными возможностями

Последний пункт по адаптации – закрепляющий. В этот момент ребенок уже несколько привык к данной среде, может самостоятельно двигаться и учиться.

Родители потихоньку оставляют ребенка на самостоятельное обеспечение, что позволяет ему чувствовать себя несколько уверенным. Окончательный этап не быстрый и предполагает несколько месяцев реабилитации.

Основные причины трудной реабилитации

Адаптация напрямую ослабляется некоторыми обстоятельствами:

По характеру инвалидности Сюда включаются различные заболевания в виде – нарушение слуха, зрения, психическое заболевание, опорно–двигательного аппарата
Психофизиологические нюансы Сюда стоит вместить биоритм, темперамент, характерная память
При существенном недостатки физического здоровья Часто такие дети страдают болезнями, вовсе не связанными с их инвалидностью в целом. Они болеют даже чаще, чем дети с хронической болезнью. Связано это соматической ослабленностью
Также имеется возможность недостатка псих Развития для общения с другими детьми. Например, при воспитании в закрытом учебном заведении или только в кругу семьи. Часто такое происходит при обучении ребенка на дому или настороженном отношении сверстников
При недостатке финансов для удовлетворения нужд особого ребенка Например, при покупке технических средств для передвижения, слуховых аппаратов
Также действует на психику ограниченные возможности ребенка При участии в деятельности, которая соответствует их возрастной группе. Это может быть как игровая деятельность, так и коммуникативная. А именно это лишает его социальной адаптации
При нахождении малыша с особыми условиями В неизвестном ему месте или незнакомой среде, которая его угнетает
Разнообразные псих Нарушения при ограничении мобильности и независимости малыша

Все вышеперечисленные факторы затрудняют социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому, необходимо знать основные особенности при проведении процедуры.

Список государственных программ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями позволяет воспитать личность и выпустить в общество.

Для этого ребенок учится в общеобразовательной школе, где проходит обучение стандартного типа после реабилитации его на индивидуальных условиях.

Если поведение несколько отличается, то можно получить направление в специализированную школу, где проходит индивидуальное обучение с соответствующим подходом.

Для жизнедеятельности такого особого ребенка очень важен именно индивидуальный подход, иначе никакой социальной адаптации малыша не получится. Ребенок будет просто замкнут.

На данный момент очень эффективным методом является пескография, а также различные методики ведущих специалистов.

Ежегодно разрабатываются дополнительные программы, где отображается воспитание и социальная адаптация особых детей.

Песочная терапия позволяет несколько корректировать эмоции ребенка, а также его волю. Применяется чаще всего к дошкольникам.

Программа адаптации в жизнь ребенка с ограниченными возможностями базируется на гармоничном развитии малыша.

Уделяет внимание как психомоторным возможностям, так и к художественным в зависимости от возрастного ограничения и состояния здоровья.

Доступным видом сейчас становится лепка из различного красочного материала. Прививают такие занятия интерес к эстетике, формирует художественное видение.

Для работы может быть использован любой материал, отвечающий по требованиям ГОСТа. Безвредным становится соленое тесто, грязь.

Занятия преследуют следующие цели:

  • улучшение психики, сенсорной чувствительности;
  • синхронизацию действий в руке;
  • развитие различных типов мышления;
  • умение планировать и достигать назначенные цели.

Коррекционные программы направлены на адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Также целью этого вопроса становится формирование привычек, которые позволят в дальнейшем позаботиться о себе и своих родственниках.

Это позволит им чувствовать на одном уровне с сверстниками, но никак не особыми детьми.

Видео: социальная адаптация детей

Часто ищут

Раскрыть